MARICEVIC FINE ART & ANTIQUES

ВлСвятыеВ», часть полиптиха, Джакопо Беллини, около 1440 года

Ана Маричевич
ELLE DECOR, май 2006

Ана Маричевич (галерея Maricevic Fine Art, Москва): С точки зрения инвестиций рынок искусства похож на фондовый рынок. Здесь возможны и надежные, но низко рентабельные вложения и высокодоходные, но рискованные «игры на повышение». Например, работы старых мастеров (произведения европейской живописи XIII — XVIII веков) устойчиво дорожают в среднем на 5% в год. Очень стабильным и долгосрочным вложением являются импрессионисты. Цены на их работы не перестают расти уже тридцать лет, за исключением периода так называемого «импрессионистического мыльного пузыря» (сильного спекулятивного бума и последующего спада цен в конце 1980-х — начале 1990-х годов). Произведения импрессионистов дорожают в полтора-два раза быстрее, чем живопись старых мастеров. Правда, ценовой порог для входа на этот рынок, если говорить об именах первого ряда, довольно высок — примерно один миллион долларов. Что касается современного искусства, вложения в него — это всегда игра с высокими ставками на стремительный рост новых имен и большим риском промахнуться. Уровень инвестиционного риска можно снизить, отдав предпочтение проверенным временем именам, таким, как Ротко, Поллок, Бэкон, Уорхол, Лихтенштейн. Цены на современное искусство в последнее время растут стремительно, и многие эксперты считают, что рынок «перегревается». Особенно настораживает бурный рост стоимости постмодернистского искусства: вполне возможно, что в будущем цены на него упадут. А инвестиции в русское искусство по доходности и уровню риска можно сравнить с вложениями в московскую недвижимость (рост цен — не менее 20% в год). То, как долго такие темпы роста будут сохраняться, зависит от многих факторов: цен на нефть, политической ситуации в стране и т. п. Вкладывая деньги в картины Шишкина, Айвазовского и Поленова, имейте в виду, что они почти не пользуются спросом за рубежом. Кстати, значительные работы русских художников XIX — первой половины XX века на рынке появляются все реже, что привело к появлению массы бессовестных и бездарных подделок. Многое из того, что предлагается на русских торгах в Лондоне, на самом деле является «шедеврами» фальсификаторов. Поэтому, приобретая русское искусство, необходимо пользоваться услугами добросовестного дилера или консультанта, который сможет проверить подлинность интересующей вас вещи. И наконец, общее правило: выбирайте качественное и выдающееся. Явная тенденция рынка — непропорциональное повышение цен на предметы высшего качества во всех областях искусства и все большее равнодушие к менее выдающимся предметам. Лучше приобрести удачное произведение художника «второго ряда», чем посредственную работу «звездного» мастера.