Опыт, приобретенный Филиппом Хоффманом в Christie's, позволяет ему весьма успешно инвестировать в искусство |
Международные банки, такие как Citibank, UBS, JP Morgan, могут проконсультировать своих клиентов по вопросу вложений в искусство. Лидером здесь является Citibank, который еще 25 лет назад создал отдел по предоставлению услуг в этой сфере Citibank Art Advisory Service. Но банки подходят к данной деятельности довольно консервативно, что неудивительно, учитывая, что на других видах услуг они зарабатывают гораздо больше. Мэри Хувелер, которая возглавляет команду Citibank из десяти арт-консультантов в Лондоне и Нью-Йорке, объясняет: «Мы не советуем клиентам инвестировать в искусство. Но у состоятельных людей есть коллекции, и наш отдел им помогает». Действительно, не оставлять же без помощи клиентов, которые уже вложили десятки миллионов долларов в искусство! Банки предоставляют им полный комплекс услуг от помощи при покупке и продаже до размещения предметов искусства в доме коллекционера. Некоторые из них особенно сильны в определенных областях. Например, Deutsche Bank, имеющий большой опыт корпоративного коллекционирования (с этой Недели в Москве в ГМИИ имени Пушкина открыта выставка немецкого искусства XX века из его коллекции, всего насчитывающей 50 тыс. работ), один из лучших советчиков в области современного искусства, а швейцарский UBS в нумизматике (кроме восьми арт-консультантов в UBS трудятся еще девять консультантов, специализирующихся на старых монетах и золоте).
Российские кредитные организации, которые управляют примерно половиной активов наших сверхсостоятельных граждан, еще не освоили сложную функцию арт-консалтинга, особенно сопряженную с выходом на мировой рынок произведений искусства. (Между тем, по данным консалтинговой фирмы McKinsey & Company, средства россиян, имеющих более S1 млн. свободных для инвестирования. в совокупности оцениваются в пределах S250 450 млрд.) Некоторые российские банки, правда, сотрудничают с частными арт-консультаитами и уже задумываются о партнерстве с иностранными банками для предоставления таких услуг.
Несмотря на то, что опыт банков в сфере арт-консалтинга растет, а также на удобство управления различными видами активов в рамках одной организации, многие коллекционеры предпочитают нанимать частных консультантов, поскольку те предлагают подход более личный и специализированный. Найти достойного арт-консультанта непросто. Ведь такой специалист-гибрид должен обладать одновременно искусствоведческим и коммерческим опытом. Хороший арт-консультант должен понимать эстетические предпочтения и финансовые цели клиента, иметь доступ к предметам искусства из различных источников это и «инвентарь» арт-дилеров, и поток предметов на больших и маленьких аукционах, и частные коллекции. Он проводит трудоемкую проверку интересующей клиента вещи с точки зрения цены, истории на рынке, состоянии, подлинности работы, прав собственности ВО нее. Арт-конультант может взять на себя решение таких специфических задач, как транспортировка, таможенное оформление, страховка, хранение и т. д.
Кроме того, зачастую арт-консультанты просветители в душе. Они с энтузиазмом сопровождают клиентов в Лондон или Париж, обходят с ними ярмарки, галереи и аукционные дома, организуют встречи с кураторами музеев и ведущими искусствоведами. Однако немногое арт-дилеры способны на такие подвиги. Обычно это ветераны, которые давно преуспели и в большей степени гордятся своими знаниями, нежели нуждаются в заработке. Вообще, конфликт интересов, возникающий из желания арт-дилеров продать собственные вещи, порой делает из них плохих советчиков.
Попадаются в этой среде и просто мошенники. Жертвой такого вместе со многими другими голливудскими звездами стал Джек Николсон страстный коллекционер, который иногда звонил консультанту ночью, чтобы обсудить, что приобрести на грядущих аукционах. Некий Тодд Вильпе 1991 по 1995 год распоряжался произведениями искусства и средствами своих клиентов, в 1997 году его обвинили в мошенничестве и посадили в тюрьму на 28 месяцев и заставили выплатить $1,9 млн ущерба бывшим клиентам.
Но хороший и честный консультант может принести огромную пользу. Он обеспечивает доступ к предметам искусства, который коллекционер самостоятельно никогда не получит. В отличие от сферы финансов на арт-рынке само по себе наличие денег, даже больших, не гарантирует успеха. Говорит Джерри Коббен, адвокат из Лос-Анджелеса, собирающий современную графику: «Я долго не понимал, что для того, чтобы приобрести что-то стоящее, надо встать в правильную очередь. У меня естъ прекрасный рисунок Вильяма До Кунинга, который я приобрел у семьи художника. Мне бы никогда не удалосьего получить, если бы не мой советник».
Одна их главных задач арт-консультанта помочь клиенту избежал, катастрофических ошибок. Ведь одна неудачная сделка например, приобретение вещи сомнительной подлинности или конфискованной нацистами у еврейской семьи во время второй мировой войны (такая подлежит реституции) может сделать многолетний проект инвестиций в искусство убыточным. Даже если вещь приобретается у почтенного арт-дилера или на респектабельном аукционе, такой риск нельзя полностью игнорировать.
В качестве примера можно упомянуть скандал, связанный с арт-дилером Илаем Сахаи из Нью-Йорка. В мае 2000 года, когда Christie's и Sotheby's выпустили каталоги весенних аукционов современного искусства, обнаружилось, что оба они предлагают одну и ту же картину не очень примечательную работу Поля Гогена «Ваза с цветами». При исследовании экспертами в Париже картина из каталога Christie's оказалась талантливой подделкой. Если бы не чистая случайность, по которой и оригинал, и копия оказались на рынке одновременно, возможно, одна из самых смелых жульнических схем в мире искусства еще долго не была бы выявлена. Следователи ФБР предполагают, что Сахаи на протяжении многих лет скупал работы среднего качества известных художников, делал с них копии и продавал фальшивые картины в основном в Азии, а оригиналы на аукционах в Нью-Йорке и Лондоне. Ключевым элементом схемы, видимо, было использование подлинных экспертных заключений при продаже подделок. Ведь на оригиналы легко повторно получить бумаги. В общей сложности ловкий дилер обманул клиентов на сумму около $2,5 млн. Судебный процесс по его делу еще продолжается; Илаю Сахаи грозит до 160 лет тюрьмы и штраф в двойном размере причиненного им ущерба.
Чтобы правильно выбрать арт-консультанта, который должен защищать интересы инвестора на непростом и коварном рынке искусства, надо знать признаки хорошего специалиста.
Что касается платы за услуги, то и на Западе, и в России она обычно составляет около 10% от цены произведения или ниже при крупных покупках. Некоторые клиенты и советники заключают соглашения на неограниченное предоставление услуг в определенный период времени за заранее оговоренную сумму. Оба варианта имеют свои недостатки: работа за комиссионные подталкивает консультанта к предложению более дорогих вещей, а работа за фиксированную сумму представляет интерес только для коллекционеров, которые собираются приобретать большое количество вещей. Поэтому иногда выгодно сочетать эти две схемы.
Еще одним видом вложения в искусство, в данном случае исключающим непосредственный контакт с самими произведениями, является участие в специализированных фондах инвестиций. Такие фонды появились недавно, и, по сути, они похожи, например, на инвестиционные фонды недвижимости. И хотя физически нельзя купить квадратный сантиметр полотна Рубенса, как нельзя купить метр площади Эмпайр-стейт-билдинг, такие фонды позволяют извлекать прибыль из владения дорогими предметами. За последние пять лет ввиду замедления общего экономического роста, корпоративных скандалов и волатильности финансовых рынков инвесторы стали больше внимания уделять альтернативным активам недвижимости, сырью, проектам на развивающихся рынках, искусству.
Сегодня работают несколько инвестиционных арт-фондов. Наиболее крупным и единственным, который уже находится в завершающей стадии привлечения капитала, является Fine Art Fund в Великобритании. Сейчас его участники это в основном крупные частные и институциональные инвесторы. Глава фонда Филипп Хоффман, бывший финансовый директор и заместитель управляющего Christie's в Европе, считает проект Fine Art Fund эквивалентом Goldman Sachs в своей нише. Вполне оправданное заявление, учитывая, что фонду удалось привлечь в свою команду мощных европейских игроков 5 из 20 лучших мировых арт-дилеров в качестве советников при покупках и продажах. Это Джонни ван Хефтен, Чарльз Беддингтон (старые мастера), Джеймс Раунделл (импрессионизм и модернизм), Айвор Брака и Томас Дейн (современное искусство). А председателем совета фонда стал лорд Гаури, экс-председатель Sotheby's и бывший министр культуры Великобритании.
Fine Art Fund, рассчитывающий управлять капиталом до $350 млн, начал приобретать произведения искусства музейного значения по цене от $100 тыс. до $5 млн в апреле этого года и надеется достичь годовой доходности в 10 15%. Первые три года фонд будет главным образом приобретать работы, причем в основном у частных владельцев, а затем, через шесть-девять лет, будет выпускать произведения искусства на рынок. После первых трех лет фонд начнет выплачивать дивиденды от уже совершенных продаж, а инвесторам с этого момента разрешат торговать своими долями фонда. За услуги управления менеджеры фонда будут брать ежегодную комиссию в 2% прибыли плюс 20% прибыли, превышающей общую доходность фонда в 6%.
Несомненно, основатели новых арт-фондов изучили успешный опыт предшественника Британского железнодорожного пенсионного фонда. В 70 80-х годах прошлого века его управляющие удачно вложили деньги в искусство, например в импрессионистов, достигнув в этом секторе годовой доходности в 21%. Но распыление средств по слишком большому количеству других секторов (к тому же найти столько опытных арт-экспертов было затруднительно) существенно снизило общую доходность.
Ренуаровская «Прогулка» была куплена Британским железнодорожным пенсионным фондом за £680 тыс., а продана за €9,4 млн |
В дальнейшем Fine Art Fund намерен осуществлять инвестиции в живопись старых мастеров, импрессионистов и в современное искусство. Однако уже разрабатывается стратегия нового фонда, который будет ориентироваться на другие секторы искусства.
Стоит также упомянуть Fernwood Art Investments американский фонд, основанный Брюсом Таубом, опытным управленцем, долгое время работавшим в инвестиционной компании Merrill Lynch. Fern-wood готовится выйти на рынок в 2005 году в виде двух фондов ($50 млн каждый), один из которых будет инвестировать только в работы европейских и американских художников, а другой во все остальные области искусства.
Можно предположить, что в будущем некоторые арт-фонды предпочтут инвестировать в малоизвестные на международном рынке направления искусства, прежде всего в школы отдельных стран и регионов. Например, сейчас готовится запуск фонда, специализацией которого будет русское искусство XX века как забытое, так и известное. И это логично, ведь инвестиционный потенциал творческого наследия целого ряда российских художников и оставшихся в стране, и эмигрировавших после революции 1917 года в значительной степени так и остался нереализованным.