В отличие от главных конкурентов, аукционный дом Bonhams поскромничал и шума вокруг своих русских торгов не делал. Все увереннее чувствующие себя на этом рынке Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s по очереди показали главные лоты предстоящих торгов в Москве, превратив выставки в настоящие светские мероприятия. Bonhams предаукционного показа проводить не стал, хотя его московский офис открылся раньше других, еще в мае 2007.
Софи Гамильтон из русского отдела Bonhams в Лондоне согласилась с тем, что предаукционные выставки играют не последнюю роль в успехе торгов. И, тем не менее, ступать на этот путь Bonhams пока не спешит. Хотя, как уверяет Софи, уже в 2008 году аукционный дом планирует ряд мероприятий в Москве.
Василий Ситников «Гроза», холст, масло, 73 x 145 cm
Эстимейт: £40,000 - 60,000
Но и в этом году Bonhams было что показать и чем заманить российских клиентов на торги. Аукцион, который пройдет 26 ноября на New Bond Street, в некотором смысле решающий для дальнейшего развития отношений аукционного дома с русским искусством. Русские торги Bonhams проводятся с ноября 2005 года. И из всех западных аукционных домов, торгующих русским искусством, по осторожности Bonhams можно сравнить разве что с Christie’s. И тот, и другой предпочитают не рисковать и выставляют на торги только проверенные временем произведения русских художников.
До сих пор любимчиком Bonhams был русский живописец Алексей Харламов. Именно на этом аукционе был установлен первый персональный рекорд этого автора – полотно «Маленькая швея» было продано за £610 тыс. Однако, пальма первенства недолго находилась в руках Bonhams. Уже в апреле 2007 «Девочки с цветами» были проданы на Sotheby’s за £1,4 млн., сумму более чем внушительную, и окончательно утвердившую Харламова как одного из самых дорогих русских художников.
Алексей Харламов «Маленькая швея», холст, масло, 85 x 107.5 см
Неудивительно, что на очередные торги Bonhams выставляет два полотна художника, на одно из которых возлагает большие надежды. Это портрет девочки с шалью, оцененный в £150 – 200 тыс. По словам Мирьяны Маричевич, владелицы галереи Maricevic Fine Art, представленную вещь можно назвать одной из лучших и в творческом наследии Харламова и вообще из когда-либо появлявшихся на арт-рынке работ этого художника. «Маленькая героиня портрета - дочь художника, которая была его любимой моделью (известно около 50 ее портретов). Портреты дочери художника продолжают очень высоко цениться среди коллекционеров. Так около пяти лет назад в Лондоне в галерее Ричарда Грина появилась удивительная по красоте портретная работа (довольно небольшого размера - около 40 см по высоте) очень похожая на ту, что мы рассматриваем сегодня. В те времена еще не было такого бума на рынке русского искусства, тем не менее портрет был оценен в $200 тыс. У лондонских владельцев работу купила галерея в Нью-Йорке, у которой, в свою очередь, ее приобрел русский коллекционер, вероятно, уже по более высокой цене. С этой точки зрения эстимейт, установленный на представленную работу ($310-410 тыс.) можно считать вполне объективным. У аукционного дома Bonhams, в целом, удачный опыт работы с Харламовым. Достаточно лишь вспомнить прошлогоднюю рекордную продажу портрета "Маленькой портнихи" из собрания торгового дома Fortnum & Mason, который ушел за за 610 тысяч фунтов стерлингов» - говорит г-жа Маричевич.
Часть аукциона, посвященная традиционной русской живописи ХIX века, как всегда не обойдется без Айвазовского. За три морских пейзажа Bonhams рассчитывает получить в сумме £100 – 150 тыс.
Иван Айвазовский «Русский флот на закате», 1888, бумага, холст, масло, 24 x 37 cм
Эстимейт: £40,000 - 60,000
Но может случиться и так, что главным хитом торгов станет вовсе не Харламов и не Айвазовский, а Иван Похитонов. Последнее время он все чаще появляется как на русских торгах лондонских законодателей арт-рынка, так и на более мелких европейских аукционах. Так, Christie’s 28 ноября представит сразу 17 его работ, эстимейты которых колеблются от £3 до 40 тысяч. По сравнению с этим эстимейт единственной выставленной на торги Bonhams работы Похитонова выглядит более внушительно - £150 – 200 тыс. Это заявка не только на успех, но и на новый рекорд, ведь до сих пор самым дорогим был «Охотник», ушедший на апрельском Sotheby’s 2007 года за £125,7 тыс.
Иван Похитонов «Горный пейзаж с видом на Женевское озеро» 1886, 16 x 27 cм
Эстимейт: £150,000 - 200,000
Русское искусство конца XIX – начала XX вв. представлено хорошо, но сенсаций здесь ожидать не стоит. Среди многочисленных и, бесспорно, изящных рисунков Гончаровой, эскизов декораций и костюмов Сомова, Бенуа, Яковлева, Челищева несколько особняком стоит работа Ларионова «Два паруса на горизонте». Гуашь пастельных тонов оценивается в £80 – 120 тыс., и входит в число топ-лотов грядущего аукциона.
Михаил Ларионов «Два паруса на горизонте», бумага, гуашь, 65.6 x 100 cm
Эстимейт: £80,000 - 120,000
За время существования русских торгов Bonhams аукционный дом успел заработать репутацию консервативного и достаточно осторожного в вопросах, касающихся русского искусства, в особенности современного. Но, кажется, теперь пришло время менять имидж, и признаки перемен налицо: на обложке каталога уже не Харламов, Богомазов и тем более не Иоганн Лампи, а Целков (кстати, уже появлявшийся на обложке каталога весенних русских торгов MacDougall’s), среди топ-лотов не только Похитонов, но и Семен Файбисович.
Семен Файбисович «Час пик» (из серии «Нью-йоркская подземка»), 1990, холст, масло, 155 x 191см
Эстимейт: £50,000 - 70,000
Софи Гамильтон уверена, что послевоенное и современное русское искусство – одна из областей, которые Bonhams намерен активно развивать. Конечно, работы второй половины ХХ века и раньше появлялись на торгах этого аукционного дома: Оскар Рабин на самых первых русских торгах Bonhams в 2005, Кабаков, Пепперштейн, Пивоваров, Краснопевцев в 2006, Комар и Меламид, Кропивницкая в 2007 – и это еще далеко не полный список имен.
«Рынок искусства нон-конформистов сегодня наиболее динамично развивающийся в русском секторе, и на предстоящих торгах мы предлагаем коллекционерам работы важнейших художников этого направления», - говорит Софи Гамильтон. И с этим не поспоришь. Кроме нью-йоркской подземки Файбисовича, оцененной в £50 - 70 тыс., и украсивших обложку каталога голубых масок Целкова (эстимейт ₤60 – 80 тыс), топ-лотами аукциона считаются две работы Ситникова и Нестеровой, «Морская звезда» Краснопевцева (эстимейт £45 – 50 тыс.), «Вечерний звон» Рабина (эстимейт ₤30 – 40 тыс).
В остальном, Bonhams представляет не сильно отличающийся от других аукционов набор имен из истории неофициального искусства - Рабин, Штейнберг, Комар и Меламид, Пуригин, Зверев, Назаренко.