В начале марта аукционный дом Bonhams в Лондоне превратился в большую костюмерную, чтобы дать возможность всем желающим примерить на себя вещи известных киногероев. Костюмный архив одного из крупнейших поставщиков сценической одежды Angels The Costumiers ушел с молотка. Самым дорогим лотом стал костюм героя «Звездных войн» Оби Ван Кеноби, купленный за 54 тыс. евро. В последнее время подобные распродажи не редкость. И если аукционным домам они приносят ощутимую прибыль, то в отношении тех, кто покупает «кинолоты», подобное верно не всегда.
Сегодня, по словам международного консультанта по инвестициям в искусство Аны Маричевич, распродажи костюмов известных людей – частое явление. Обычно они проводятся в благотворительных целях. Так, например, в 1997 году принцесса Диана продала часть своих нарядов. Вырученные 5 млн долларов она перевела в фонд борьбы со СПИДом. Платье принцессы стоимостью 220 тыс. долларов до сих пор является одним из самых дорогих. Другой хороший пример – проданное в конце прошлого года черное платье от Живанши, в котором Одри Хепберн снималась в культовом кинофильме «Завтрак у Тиффани». 467,2 тыс. евро также были переведены на счет благотворительной организации. Компания же Angels The Costumiers решила продать на Bonhams часть своего архива, чтобы хотя бы частично «разгрузить» склад из 1,5 млн костюмов и уменьшить затраты на его содержание.
Основанная в 1840 году компания Angels сегодня считается старейшим поставщиком сценических костюмов для театра, телевидения и киноиндустрии. В начале прошлого века актер вынужден был самостоятельно приобретать одежду для прослушиваний и театральных постановок. Основатель Angels Моррис Анхель был первым, кто предложил актерам брать костюмы в аренду. С появлением кино компания обрела второе дыхание и продолжила свой путь к успеху уже в мировом кинопроизводстве. В 1946 году она получила свой первый «Оскар» за костюм Генриха V для Лоуренса Оливье. Впоследствии стараниями Angels были обеспечены костюмами еще 26 оскароносных картин, последней стала лента «Мемуары гейши». Впрочем, фирма имеет множество клиентов, не только обладателей золотой статуэтки.
В начале марта в аукционном секонд-хэнде можно было приобрести вещи героинь Кирстен Данст, Хелен Миррен, Мэрил Стрип, Джулианны Мур, Кейт Уинслет и многих других киноактрис. А также мужские костюмы Кевина Костнера, Орландо Блума, Роберта Де Ниро, Джонни Деппа, Харрисона Форда. Оригинальный, хотя ничем более не примечательный, плащ героя «Звездных войн» Оби Ван Кеноби стал абсолютным рекордсменом аукциона. Плащ с плеча актера Алека Гиннеса был продан за 54 тыс. евро - дороже, чем какой бы то ни было другой лот. Когда в 1977 году на экраны вышел первый фильм из саги о межгалактических конфликтах, тысячи людей приходили в кинотеатры, чтобы увидеть Алека Гиннеса, Кэрри Фишера и тогда еще мало известного Харрисона Форда в новом жанре научно-фантастической киноэпопеи. Тогда вряд ли кого-то могли оставить равнодушными костюмы главных героев. Эстимейт плаща Оби Ван Кеноби на аукционе Bonhams составлял 50-60 тыс. евро, в то время как командная униформа империи из кинофильма была оценена в 8-10 тыс.
Если и не по стоимости, то по количеству проданных лотов сага о шпионе Ее Величества является пока бесспорным лидером. За время ее существования в качестве Бонда выступили аж шесть элегантных мужчин. Самым дорогим костюмом Бонда на аукционе Bonhams стал смокинг, который носил агент 007 в исполнении Шона Коннери в 1965 году в фильме «Шаровая молния». Сшитый из черной шерсти и отделанный бургундским атласом смокинг ушел с аукциона за 33,6 тыс. евро. Костюм Бонда – Пирса Броснана, в котором его герой последовательно появляется в трех частях бондианы, начиная с кинофильма «Золотой глаз», оценили значительно скромнее. Его цена составила 8,6 тыс. евро. Интересно, что за элегантностью этого Бонда следил итальянский Модный дом Brioni, работа которого и была продана на аукционе.
Окрашенный вином лыжный костюм, который носила Софи Марсо в 19-й части бондианы под названием «И целого мира мало», продали за 1,8 тыс. евро. А военно-морской жакет с эполетами командующего, в котором расхаживал в фильме «Шпион, который меня любил» в 1977 году Бонд – Роджер Мур, ушел с молотка за 11,7 тыс. евро. Кроме плаща Оби Ван Кеноби и костюма Бонда-Коннери, в десятку самых дорогих лотов попали полное обмундирование героя Мэла Гибсона из кинофильма «Храброе сердце» (оно ушло с молотка за 25,2 тыс. евро), серое полотняное пальто Гари Олдмана из кинофильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» (15,6 евро), а также вышеупомянутый морской жакет Роджера Мура. Конечно, средневековые и сказочные костюмы представляют определенную культурную ценность, которую, впрочем, нельзя сравнить с художественной.
По мнению Аны Маричевич, костюмы – это скорее предметы собирательства, чем предметы искусства, а стоимость первых намного ниже. Исключение, пожалуй, составляют те костюмы, над которыми работали художники высокого класса. Например, декорации и костюмы для балетной труппы Дягилева, созданные российскими художниками, в числе которых Бакст и Бенуа. Но и они были проданы в 1973 году на аукционе в Лондоне совсем недорого. А ведь эти вещи действительно можно причислить к предметам искусства. На аукционе их купил музей австралийской столицы Канберры. В России тоже существует определенный интерес к сценическим костюмам, хотя и оценивают их довольно скромно. В 2001 году, например, костюм Нуреева для балета «Лебединое озеро» продали всего за 12 тыс. фунтов.
Современные костюмы, считает г-жа Маричевич, можно разделить по художественной ценности на костюмы, созданные художниками (как в случае с «Русским балетом»), одежду, которую шьют известные модельеры и которая вошла в анналы haute couture, и костюмы киногероев. Это перечисление по убывающей художественной ценности. Что касается одежды кино-героев, она может быть даже культовой для тех, кто ее приобретает, ведь ценность всегда субъективна и зависит от личных фантазий человека. Другое дело, что культовой такая одежда будет лишь для тех, кто платит за нее аукционную цену. Костюмы героев черно-белого немого кино, например, чаще оцениваются гораздо выше, так как чаще являются шедеврами модельеров.
Впрочем, сегодня пользуются успехом костюмы не только героев кино, но и телесериалов. Несколько лет назад, например, в обыкновенном американском магазине распродали платья героинь фильма «Секс в большом городе». Семь лет назад на Amazon.com чрезвычайно активно приобретались вещи героев молодежного сериала «Беверли-Хиллз, 90210». Да и в отечественную компанию «Амедиа» поступали предложения о покупке костюмов Кати Пушкаревой из сериала «Не родись красивой». А первыми в истории отечественного кинематографа проданными с аукциона стали в 2000 году вещи кино-героев из фильма «Брат 2».
По словам президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, в человеческом сознании всегда есть ряд событий или фактов, о которых приятно вспомнить. В России не принято платить за воспоминания, поэтому вещи, скажем, киногероев или знаменитостей не имеют здесь ликвидности. На Западе же ликвидность подобных лотов очевидна. Костюм Бонда или плащ из «Звездных войн» на Bonhams были проданы довольно дорого для российского восприятия. Но если они вторично выйдут на рынок через 5-7 лет, то уйдут с аукциона еще дороже.
Поэтому мотивы тех, кто приобретает подобные вещи, по мнению г-на Стецюры, двояки. С одной стороны, это действительно выгодное инвестирование средств. С другой – личностное «голосование деньгами» за отношение, например, к определенному кинофильму. Постепенно и в России развивается спрос на подобные предметы. Так, маленькие лайковые перчатки Лили Брик аукционный дом «Гелос» продал за 2,5 тыс. долларов. Разумеется, без подобного имени-бренда их цена была бы гораздо ниже.
Екатерина Берновская