MARICEVIC FINE ART & ANTIQUES

виньетка

ПОСТ-РЕЛИЗ КОНФЕРЕНЦИИ "КАПИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ИСКУССТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

Gif.ru, 29 октября 2004 года

26 октября 2004 года в рамках XVII Антикварного салона состоялась конференция "Капитализация рынка искусства: новые возможности". В конференции приняли участие:

В 2004 году на российском рынке создан альянс экспертов, оценщиков, страховых компаний и банков, предоставляющий комплексные услуги по проведению экспертизы, оценки, страхования, хранения и оборота произведений искусства, а также кредитованию под залог. С этого момента произведения искусства становятся реальным капиталом, инвестиционным инструментом – сделан решающий шаг в создании условий для формирования и капитализации российского рынка искусства и его интеграции в мировой рынок финансовых и инвестиционных услуг. В ходе конференции обсуждались актуальные вопросы развития российского арт-рынка. По словам Е.М. Зяблова, генерального директора ГМВЦ "РОСИЗО", в настоящий момент основной проблемой на российском рынке антикварного искусства является невосприимчивость профессиональных участников этого рынка к новым технологиям и возможностям, которые появляются в процессе его развития. Также важным является то, что сейчас спрос на российское искусство достаточно высок, однако объем качественных произведений на рынке ограничен. Представители страховых компаний обсуждали актуальные сегодня вопросы страхования предметов искусства. В частности отмечалось, что практически до недавнего времени российские страховые компании не выделяли страхование художественных ценностей в самостоятельный вид услуг, страхуя их в составе имущества. Полисы российских компаний по страхованию произведений искусства осторожно принимались западными партнерами в перестрахование из-за недоверия к российским экспертным оценкам. Основным фактором, тормозящим развитие отечественного рынка страхования предметов искусства, является невысокий спрос на эти услуги. В настоящее время спрос формируется главным образом за счет отечественных музеев и выставочных комплексов, по требованию государства страхующих экспозиции, выставляемые за рубежом. Довольно устойчивый спрос сложился и среди арт-бизнесменов, владельцев салонов и арт-дилеров, на которых приходится основная доля застрахованных объектов. В то же время в настоящее время застраховано не более 5-10% частных коллекций. Представитель ОСАО "Ингосстрах" М.С. Васильев в своем выступлении затронул перспективы развития рынка страхования. По его словам, "произведения искусства обладают неоспоримыми достоинствами как объекты инвестиций: они имеют высокую стоимость при небольшой величине, облегчающей их хранение; произведения искусства высоколиквидны в условиях постоянного роста цен и, кроме того, в отличие от ценных бумаг и банковских депозитов, они имеют "имиджевую" составляющую, подчеркивая респектабельность их владельцев". При этом произведения искусства, как и любое другое ценное имущество, нуждаются в страховой защите. Страхование, по словам М.С. Васильева, представляет собой финансовый инструмент защиты инвестиций: "Страхование не может предотвратить кражу редкой картины или ее повреждение при пожаре, но является источником компенсации финансовых потерь инвестора при наступлении того или иного неблагоприятного события". Несомненно, что страхование частных коллекций произведений искусства представляет собой новое для России направление. Однако, учитывая, что по отдельным оценкам объем операций с произведениями искусства в России составляет 1,5-2 млрд. долларов в год и при этом рынок постоянно растет, мы имеем возможность прогнозировать расширение инфраструктуры российского арт-рынка, появление на нем большого числа сервисных услуг. Увеличение же обращений частных коллекционеров в страховые компании повлечет за собой расширение предложения на рынке страховых услуг и тем самым будет способствовать снижению стоимости услуг по страхованию произведений искусства и упрощению процедуры принятия на страхование. Однако для страхования предмета искусства страховщику необходимо определить его стоимость, т.е. провести оценку предмета искусства. При этом специфика арт-рынка состоит в том, что предмет искусства не представляет никакой рыночной стоимости до тех пор, пока не пройдет экспертизы и не получит документа, подтверждающего его ценность и подлинность. По словам Д.Е. Лукашина, генерального директора компании "Арт Консалтинг", "Инвестиционная привлекательность произведения искусства, не прошедшего экспертной процедуры, равна нулю". Без технологической экспертизы, позволяющей точно определить датировку предмета искусства, проводить искусствоведческую экспертизу достаточно сложно. Технологи предоставляют искусствоведу информацию о том, какие вещества входят в состав исследуемого предмета искусства, в какой период времени данные вещества были получены. В начале этого года андеррайтерами Ллойда была осмотрена и принята в качестве базисной уникальная для России лаборатория технологической экспертизы, созданная компанией "Арт Консалтинг". Английские страховщики подтвердили признание экспертизы и оценки "Арт Консалтинга" и заявили, что будут принимать предметы искусства в перестрахование от российских страховых компаний или страховать предметы искусства, находящиеся за рубежом, напрямую, по желанию коллекционеров. Базируясь на этой принципиальной позиции Ллойда, компания МАРШ обеспечила среди страховщиков Ллойда автоматическое принятие на страхование (перестрахование) предметов искусства из российских частных коллекций, стоимостью до 100 млн. долларов. Процедура экспертизы Арт Консалтинга позволила впервые в России застраховать профессиональную ответственность экспертов при работе с компанией на сумму 3 000 000 долларов США. Таким образом, российские коллекционеры могут отныне осуществлять комплексную экспертизу и оценку предметов искусства, получая при этом двойную гарантию: гарантию подлинности произведения, обеспеченную страхованием профессиональной ответственности экспертов и гарантию наивысшего международного уровня – перестраховочную защиту Ллойда при страховании самого предмета искусства. Но для развития инфраструктуры важно, что эти гарантии существуют и для игроков финансового рынка – инвесторов, банков предметом операций становится не произведение, а пакет ценных – "застрахованных" бумаг. Компания "Арт Консалтинг", единственная в России организация, которая проводит комплексную экспертизу произведений искусства в соответствии с принятыми международными стандартами, реализуя полный комплекс услуг. Комплексный подход и независимая экспертиза, по словам Д.Е. Лукашина, является кредо компании "Арт Консалтинг". В результате партнерства ведущих российских страховых компаний "Ингосстрах", "Ренессанс Страхование", "РЕСО-Гарантия" а также компании МАРШ (Marsh) – мирового лидера в области управления рисками и предоставления страховых услуг и компании "Арт Консалтинг", осуществляющей комплексную экспертизу и оценку предметов искусства формируется новое предложение на рынке. Суть партнерства состоит в том, что страховые компании принимают комплексную экспертизу и оценку "Арт Консалтинга" в качестве подтверждения страховых сумм по частным коллекциям, предлагаемым на страхование, и пользуются организованной МАРШ перестраховочной емкостью. Финансовые компании предоставляют российским коллекционерам полный спектр услуг в области кредитования предметов искусства. В ходе конференции представителем банка "Новый Символ" А. Джафаровым была рассмотрена главная проблема динамичного и цивилизованного развития российского арт-рынка, его легализации – неразвитость инфраструктуры по данному направлению, т.е. почти полное отсутствие на рынке массового предложения инфраструктурных сервисов. По словам А. Джафарова "по общему правилу капитализация любого рынка – и арт-рынок не исключение – прямо пропорциональна его ликвидности. Высокий уровень ликвидности способствует вовлечению в оборот все возрастающих объемов денежных капиталов. А ликвидность любого рынка прямо пропорциональна уровню развития его инфраструктуры. Применительно к арт-рынку важнейшими составляющими инфраструктурного комплекса являются следующие виды сервисов: экспертиза подлинности, оценка стоимости, страхование сохранности, страхование подлинности, весь круг депозитарных операций (хранение, транспортировка, сопровождение сделок, контроль происхождения и т.п.), кредитование под залог произведений искусства, и как вершина этого айсберга – авторитетная аукционная торговля". Активный выход банков на данный рыночный сегмент, по словам А. Джафарова, свидетельствует о современных тенденциях и коренных преобразованиях российского рынка произведений искусства, о наметившемся повышении его инвестиционной привлекательности. Произведения искусства становятся не традиционным предметом коллекционирования, а реальным, мобильным объектом товарно-денежных отношений. Однако отсутствие инфраструктурного комплекса объективно сдерживает уровень ликвидности арт-рынка и, соответственно, уровень его капитализации. Следует констатировать, что объем отечественного арт-рынка в десятки и сотни раз ниже, чем западного. Выгода инвестирования в произведения искусства – факт общепризнанный и на российском арт-рынке с его огромным потенциалом сложились объективные предпосылки для создания финансового инфраструктурного комплекса, который по своей сути явится мощным катализатором развития отношений для всех задействованных участников, их материальных интересов и сделает вложения в произведения искусства надежными и привлекательными на долгую перспективу, а рыночные операции с произведениями искусства – легальными, доступными, массовыми и интегрированными в мировой арт-рынок. Банк "Новый Символ" совместно с партнерами – страховыми, экспертными организациями, разработал и внедрил инфраструктурный комплекс услуг "Хранение и оборот произведений искусства", который органично сочетает важнейшие составляющие сервисного и финансового обслуживания арт-рынка: экспертизу подлинности, оценку стоимости, страхование сохранности, страхование подлинности, хранение, транспортировку, сопровождение сделок, и кредитование под залог произведений искусства. Первыми на рынок кредитования под залог произведений искусства вышли финансовые компании Ломб'арт и Депо "Культура", которые совместно с банками "Новый Символ" и "Сламэк-банк" оказывают новую для отечественного рынка услугу в области предоставления инвестиционных ресурсов. Примечательно, что по условиям кредитования Банка "Новый Символ", предмет залога не выводится из рыночного оборота и предоставляет владельцу-инвестору дополнительную финансовую привилегию – он имеет возможность предлагать заложенное произведение искусства к продаже в течение всего срока кредитования и извлекать тем самым максимальную рыночную стоимость. "Сламэк-банк" предоставляет инновационные услуги в области кредитования под произведения искусства. "Сламэк-банк" стремится максимально облегчить своим клиентам процесс получения кредита под произведение искусства. Заключение о выдаче кредита специалисты банка принимают в кратчайшие сроки. В рамках конференции также была затронута одна из наиболее интересных и сложных тем, связанных с функционированием арт-рынка и рынка антиквариата в целом, – правовые аспекты сделок с культурными ценностями. В своем выступлении Наталья Юрьевна Саврасова (Депо "Культура") отметила, что рынок культурных ценностей в нашей стране весьма специфичен: большая часть сделок на нем совершается вне рамок правового поля. К сожалению, помимо социальных и экономических причин этому немало способствует и действующее законодательство. "Если мы сегодня начинаем говорить о продвижении новых услуг на арт-рынке, о повышении его инвестиционной привлекательности, то в первую очередь речь должна идти о его "легализации" – отметила Наталья Саврасова. Для того, чтобы сделать российский арт-рынок более прозрачным и понятным для потенциальных инвесторов, необходимы кардинальные изменения, и в первую очередь в этом должны быть заинтересованы сами участники рынка. Завершило конференцию выступление представителя Совета по национальной конкурентоспособности Анны Зеленцовой, которая представила позицию государства по вопросу развития отечественного арт-рынка. "Государство должно устанавливать четкие, ясные, прозрачные правила игры. Его основная роль – создание в нашей стране благоприятного климата для развития рынка искусства и рынка антиквариата в частности", – подчеркнула Анна Зеленцова.